Советует специалист.
О том, что ревматоидный артрит относится к тяжелым и распространенным заболеваниям, свидетельствует не только статистика, но и многочисленные письма читателей. «Ревматоидным артритом с 16 лет страдает внук Сергей, — пишет в «ЗОЖ» Л. И. Давыдкина из станицы Новоминская Краснодарского края. - Теперь ему 21 год, работать не может; еле передвигается. Лежал в стационаре, но улучшений нет. Подскажите, как внуку жить дальше?».
«Около 8 лет пила делагил, а последние 3 года еще и преднизолон. Набрала 15 лишних килограммов, но суставы беспокоят по-прежнему. Может; неверно подобраны лекарства?» — спрашивает Л.Д. Ивина из города Березовский Свердловской области. И подобных писем - десятки.
Рассказать о столь неприятном ревматологическом заболевании корреспондент «ЗОЖ» Ирина Власюк попросила врача-ревматолога московской клиники «Столица» кандидата медицинских наук Илью Олеговича СМИТИЕНКО.
ЧТОБЫ НЕ РАЗУЧИТЬСЯ ДЕРЖАТЬ ЛОЖКУ.
Илья СМИТИЕНКО:
Ревматоидный артрит — действительно один из часто встречающихся недугов, поражающий суставы. По статистике им болеет один человек из ста. Главная проблема кроется в несвоевременной диагностике и позднем лечении, что приводит к высокой ин-валидизации. То есть в течение 3-5 лет инвалидами могут стать до 50% заболевших. Это очень большая цифра. Тем паче что болезнь значительно ухудшает качество жизни. Наступает момент, когда человек не может обслужить себя без посторонней помощи - расчесать волосы, застегнуть пуговицы, держать ложку... Ревматоидным артритом страдал французский художник Ренуар. Болезнь настолько обездвижила его пальцы, что он мог писать картины, держа кисть только в кулаке.
«ЗОЖ»: По каким сигналам можно распознать ревматоидный артрит?
И.С.: Недуг наступает медленно, поражая большое количество мелких суставов. Чаще всего - пальцев рук и ног, причем всегда симметрично. Также распространяется на голеностопные, коленные, локтевые, плечевые, тазобедренные суставы. Просыпаясь утром, человек чувствует скованность в теле. К примеру, кисти рук напоминают тугие резиновые перчатки, наполненные жидкостью, появляется желание размять пальцы.
Очень важно обратить внимание на продолжительность такого состояния. Если оно длится
всего несколько минут, то, скорее всего, для беспокойства нет оснований. При ревматоидном артрите скованность продолжается, как минимум, полчаса. Выдает недуг и внешний вид суставов. Покрасневшие, припухшие, они могут болеть особенно сильно в ночные и ранние утренние часы. Иногда может повыситься температура.
«ЗОЖ»: Виной всему, как в большинстве ревматологических заболеваний, сбой в иммунной системе?
И.С.: Да, именно так. Но почему он происходит, в связи с чем клетки начинают вести борьбу против собственного организма - непонятно.
Существует несколько версий, объясняющих такое нетипичное их поведение. Это и вирусная природа, и наследственная (генетическая) предрасположенность. Мол, если кто-то из родственников болел ревматоидным артритом,вероятно, он появится и у вас. Есть и другие любопытные наблюдения. Замечено, что у большинства пациентов за несколько лет или месяцев до появления недуга были травмы: переломы, вывихи, разрывы сухожилий или связок. Фактором, подстегивающим ревматоидный артрит, считается и курение. Почему-то курильщики болеют им чаще и тяжелее, чем те, кто никогда не брал в руки сигарету. Но, к со-
жалению, какой-то одной причины, позволяющей стопроцентно объяснить природу заболевания, до сих пор нет.
«ЗОЖ»: С диагностикой, надеюсь, будет попроще?
И.С.: При артрите буквально у всех больных наблюдаются изменения в показателях
крови - повышены СОЭ и С-реактивный белок. Из них у 70-80% в крови присутствуют особые антитела, так называемый ревматоидный фактор. Новый иммунологический метод -определение антител к циклическому цитрул-линированному пептиду (АЦЦП) помогает выявить недуг у 60% пациентов. Но есть 20-30% больных, у которых отсутствуют эти специфические показатели. Тогда врач ставит диагноз на основе собственных наблюдений. Смотрит, какие суставы поражены, как протекает болезнь, какова степень разрушения хрящей на рентгеновском снимке.
«ЗОЖ»: Давайте поговорим о лечении...
И.С.: Оно будет длительным, многолетним. Иногда удается так хорошо подавить недуг, что он исчезает на годы. Лекарства назначаются в зависимости от агрессии болезни. При самых легких случаях ревматоидного артрита на выручку придут сульфасалазин и плаквенил; при умеренном течении - метотрексат, который принимается вместе с фолиевой кислотой, и арава. Их действие направлено на то, чтобы уменьшить активность иммунной системы, которая атакует суставы, как чужеродную ткань, и помочь снять воспаление.
Врачебная практика показывает, что многие пациенты боятся использовать метотрексат из-за того, что он является противоопухолевым препаратом. Но это совершенно неоправданно. Следует обратить внимание на дозировку. По сравнению с лечением онкологических заболеваний она меньше в разы. И еще: метотрексат считается «золотым стандартом» в лечении ревматоидного артрита не только у нас в стране, но и за рубежом. В мире его принимают миллионы людей...
«ЗОЖ»: А если названные средства не помогают?
И.С.: Бывает и так. Тогда в первом случае подключаем глюкокор-тикоидные гормоны, в частности преднизо-лон. Это тоже «проблемный» препарат, к которому больные относятся с опаской. Вот и читательница из Свердловской области спрашивает, как правильно принимать его, чтобы не навредить организму.
Для начала следует запомнить, что сам по себе преднизолон не является средством для лечения ревматоидного артрита. Он может использоваться лишь в сочетании с основными лекарствами. Подчеркиваю, в сочетании! Также необходимо знать, что при длительном лече-
нии его следует применять только в малых дозировках -1-2 таблетки в день. В более высоких дозах его могут назначить исключительно на короткий период при нетипичном течении болезни.
Во втором случае, самом опасном, когда не помогает ничего, в ход идет уже так называемая «тяжелая» артиллерия. Это серьезные биологические препараты в виде инъекций и капельниц, эффективные при самых запущенных формах артрита: реми-кейд, энбрел, хумира, актемра, симзия, сим-пони, оренсия, маб-тера. Результат после лечения наступает очень быстро, правда, есть два «но», которые ставят их в разряд непопулярных: высокая цена и инфекционные осложнения, наступающие вследствие сильнейшего подавления иммунной системы.
«ЗОЖ»: Что касается первого «но», по-моему, оно решаемо...
И. С.: Действительно, существует программа Министерства здравоохранения и социального развития о высокотехнологичной медицинской помощи по жизненным показаниям, и туда входит метод биологической терапии. Что это значит? Если у вас самая тяжелая форма артрита, по рекомендации ревматолога в поликлинике собирается комиссия и выносит решение. Тогда за дорогостоящие лекарства вам не придется платить вообще.
«ЗОЖ»: Одна моя знакомая, страдающая ревматоидным артритом, буквально горстями пьет обезболивающие. Как помочь ей сократить их количество?
И.С.: Если пациент часто использует обезболивающие, значит, недуг протекает неадекватно, и надо поменять базовую терапию. При правильно подобранном лечении потребность в обезболивающих препаратах либо отпадает вообще, либо возникает крайне редко. В таких случаях я советую своим пациентам такие нестероидные противовоспалительные средства, как дикло-фенак, ибупрофен, в сочетании, к примеру, с омепразолом — препаратом для защиты слизистой желудка.
«ЗОЖ»: Можете ли порекомендовать что-то в качестве дополнения к лечению?
И.С.: Для этого вполне подойдет лечебная физкультура. Суставам не надо позволять застаиваться. Хорошо иметь под рукой эспандер или мягкий мячик для разработки пальцев кисти. Пользуйтесь им всякий раз, когда появляется желание размять суставы.
К дополнительным методам лечения я бы отнес и правильное питание. В меню больных ревматоидным артритом должны входить блюда, содержащие достаточное количество белка, кальция, витамина D3, жирных кислот Омега-3. Учитывая, что в организме идет активное воспаление и повышается расход энергии, эти невидимые глазу помощники сумеют.